45 лет московскому золоту мужской сборной СССР!
Финальный матч со сборной Болгарии завершился со счётом 3:1, а команда Вячеслава Платонова не проигрывала ещё очень и очень долго. Это был красивый и долгий путь фантастического коллектива!
Благодарим за великолепную историю и славу, которую эта команда принесла отечественному волейболу! Поздравляем с юбилеем и говорим «спасибо» за вдохновение поколениям, шедшим вслед за вами.
Состав команды:
- Юрий Панченко;
- Владимир Дорохов;
- Александр Ермилов;
- Вячеслав Зайцев;
- Владимир Кондра;
- Валерий Кривов;
- Фёдор Лащенов;
- Вильяр Лоор;
- Олег Молибога;
- Александр Савин;
- Павел Селиванов;
- Владимир Чернышёв.
Спустя пару дней после триумфа женской сборной СССР, вечером 1 августа 1980 года большая страна ликовала – мужчины почин девушек поддержали, обыграв в финале сборную Болгарии.
В 1977 году старшим тренером главной мужской волейбольной команды страны был назначен 38-летний наставник «Автомобилиста» Вячеслав Платонов. С момента своего «захода на дежурство» у руля сборной советская «машина» не проиграла ни одного турнира, последовательно взяв два чемпионата Европы и чемпионат мира. В отличие от Карполя, которому пришлось решать задачу со звёздочкой победить в Москве практически с нуля, у Платонова в запасе был пусть и неполный, но всё-таки солидный кусок олимпийского цикла.
При этом процесс смены поколений в команде Советского Союза был завершен: уже на Олимпийских играх в Монреале у Юрия Чеснокова в составе были и Вячеслав Зайцев, и Александр Савин, и Владимир Дорохов с Александром Ермиловым, и Вильям Лоор, а у Владимира Кондры это были уже вторые главные старты четырёхлетия. Но тот финал полякам, ведомым Хубертом Вагнером, сборная СССР проиграла. Вячеславу Платонову предстояло до блеска натереть командные механизмы, идеально пригнать деталь к детали этой волейбольной машины.
«Я верил в нее. Я знал подлинные возможности ее игроков, знал, на что способны тренировавшиеся у меня в юниорской сборной Зайцев, Савин, Дорохов, Молибога, Чернышев, Селиванов, Уланов, Ермилов (я назвал восемь из двенадцати монреальских олимпийцев, причем пятеро из них входили в стартовый состав). Если уж говорить начистоту, верил я и в то, что смогу вместе с ними побеждать всех в мире», — писал в своей книге «Уравнение с шестью неизвестными Вячеслав Платонов. До назначения на ответственный пост тренер «Автомобилиста» возглавлял советскую молодёжную команду, и конечно, успел поработать со многими.
У него все получилось: и командная химия, и психологический баланс, и новые тактические ходы – уже на чемпионате мира 1978 года в Италии сборная Советского Союза выглядела монолитом. И на домашнюю Олимпиаду, бойкотированную японцами, американцами, южнокорейцами, волейболисты Платонова выходили главными фаворитами. В этом и крылся главный подвох. Отметим, что серебряные и бронзовые призеры чемпионата мира 1978 года – итальянцы и кубинцы – были на местах, пусть сборная Италии и выступала в Москве под нейтральным флагом. Ещё один момент: сборная США на том чемпионате заняла 19 место, а олимпийскую квалификацию проиграла командам Болгарии и Румынии.
Основными соперниками рассматривали, пожалуй, как раз болгар и поляков – обидное поражение в Монреале от последних сидело злой занозой в сердцах игроков. Но со сборной Польши советские волейболисты в итоге так и не пересеклись: они выиграли свою группу, но не впечатлили – «всухую» обыграли только ливийцев, подъехавших, скорее, ради того самого девиза, что про участие, а не про победу. Под занавес группового турнира поляки и вовсе умудрились проиграть сборной Бразилии – а в те годы, поверьте, бразильцы вовсе не хватали звёзд с неба, и самый интересный факт про ту команду заключается в том, что за неё выступали и Бернардо Резенде, и Ренан Дель Зотто. Те самые, которые по очереди управляют сборной Бразилии в течение последних лет двадцати.
Советские волейболисты вихрем пронеслись по групповому этапу, не отдав ни партии ни кубинцам, ни итальянцам, рядом с которыми стояли на пьедестале почета чемпионата мира два года назад, ни болгарам. Лишь в первом матче олимпийского турнира, против команды Чехословакии хозяева площадки от излишнего рвения и волнения проиграли один сет.
Далее в полуфинале команда Платонова в очень штатном и рабочем режиме разобралась с румынами, чтобы попасть в финале на Болгарию – они, в свою очередь, деловито (и тоже в трёх партиях) убрали с дороги триумфаторов Монреаля поляков.
Мы не будем говорить о том, что финальный матч был выигран сборной СССР «в одну калитку», потому что это не так. Один из творцов той победы Александр Савин вспоминал позднее: «Олимпийская награда в 1980 году — самая тяжелая. Игры в Москве, дома, ты накачан психологически по самую макушку, надо выигрывать. В финале мы играли 1 августа с болгарами в Лужниках, на Малой спортивной арене. Моя жена рассказывала, что лишний билетик на финал болельщики начинали просить прямо у станции метро «Спортивная» и так вплоть до самой арены. В зале 8 тысяч зрителей».
Окажись в финале Олимпийских игр волей судеб или желания старика Хоттабыча условная сборная Ливии, её игроки бы отдали всё и даже больше в борьбе за золото. А болгары гораздо более мастеровитая, умелая и опытная команда. Которой, откровенно говоря, зачастую ещё и страшно не везло на многих крупных турнирах. Поэтому вешать золото на шеи хозяев площадки заранее болгарские «братушки» не собирались. Они провели мощный мозговой штурм после матча группового этапа (вот там им действительно не особенно позволили поднять голову), подготовились тактически, — и в финальной встрече были целые игровые отрезки, когда у сборной СССР были очевидные проблемы.
Проблемой стала третья партия, когда болгарам удалось выключить первый темп советской команды, доставать в защите всё и чуточку больше и, конечно, реализовывать собственные атаки. Не обошлось и без драмы – в концовке сета травму получил Александр Ермилов. Заменивший его Владимир Чернышёв сходу выдал эйс и отправил команды в равную концовку, но в итоге советская сборная всё же проиграла – 14:16. В четвертом сете сборная Болгарии всё же сбилась на игру через лидера, харизматичного Димитра Златанова – в концовке на него персонально охотились Вильяр Лоор и Юрий Панченко. Все закончилось ошибкой болгарина – атакой в трос: и спустя пару минут в воздух полетели не только полотенца и бутылки с водой от томящихся в запасе игроков сборной Советского Союза, но и тренеры команды, подбрасываемые в воздух своими же подопечными – в строгой очередности: Вячеслав Платонов первым, за ним – Владимир Паткин…