Александр Костьев: Шахматы интересны детям
В декабре Федерация шахмат Москвы отметила Александра Николаевича наградой «За преданность шахматам».
Но все же главным направление работы Костьева уже многие годы являются школьные шахматы. О них мы и решили поговорить с Александром Николаевичем.
– Ожидали, что будете номинированы на награду ФШМ?
– Не только не ожидал, но и был очень удивлен. Я полагал, что если кого-то номинируют, то этого человека, сначала спрашивают. Я же узнал, что меня выдвинули только на заседании Наблюдательного совета ФШМ, когда увидел списки.
– Вы возглавляете комиссию Федерации шахмат России «Школьные шахматы». Выходит, вы сейчас занимаетесь больше российскими делами, чем московскими?
– К сожалению, да. В основном делами российскими, конечно. Но ностальгию по Москве испытываю все время. Я очень хотел создать комиссию по школьным шахматам в Москве. И, к сожалению, никак не могу найти руководителя. Было несколько попыток, люди вроде бы соглашались, но на этом все заканчивалось. Никакой активности, никакой инициативы, никаких предложений не было. Поэтому сейчас я совмещаю фактически школьные шахматы на российском уровне, но думаю все время и о Москве.
Сейчас я придумал экспериментальный турнир в дистанционном формате (речь идет об Открытом Кубке ЦДЮТ «Бибирево» среди школьных команд «Час онлайн-шахмат» — прим. ред.). Его идея в том, чтобы вся школа играла: не лучшие ребята, 5-6 человек, а 12, может быть и 20. Хотим увидеть срез массовости шахмат. В Москве для такого формата есть хорошие условия и нужен только первый опыт. И я уверен, что когда все это произойдет, то появится актив из тех реальных тренеров, которых не возят своих детей на высшую лигу первенства России, но массовая работа у них поставлена очень хорошо. К примеру, в ЦДЮТ «Бибирево» такая работа хорошо ведется. По своему опыту знаю, когда я придумал фестиваль «Шахматный всеобуч», в нем был конкурс среди учителей, лучших в 2018 году собрали в Дагомысе. Тогда образовалась группа инициативных людей, которые затем составили ядро нынешней комиссии «Школьные шахматы». Я думаю, то же самое будет и в Москве. Мы найдем таких людей. Есть же школы, где буквально все поставлено на шахматы, в которых все учащиеся играют в шахматы. Я видел такие в регионах. Есть учителя и педагоги дополнительного образования, о которых мы не знаем, но они идеально работают. Их контингент – второй, третий разряды, в общем начальные классы. И они там рисуют, у них аудитория оформлена детскими рисунками, разными подделками их родителей. Они ходят на экскурсии, придумывают какие-то шахматные конкурсы. Это очень интересное массовое культурологическое направление в шахматах.
– По ощущениям школьные шахматы это какой-то необъятный океан. Что вы об этом думаете?
– Абсолютно согласен. И правильно говорят, да и по опыту знаю, что заставлять заниматься шахматами нельзя, это как любовь. Но очень многим детям действительно нравится шахматы, и они с удовольствием играют. Радость доставляет выиграть фигуру, поставить ловушку, съесть пешку и так далее. Они играют, доходят до второго разряда и, собственно, все. Но так создается массовость.
Мы сейчас делаем в детских всероссийских центрах шахматные смены. Они называются «Мир шахмат». Это не гроссмейстерские школы, не учебно-тренировочные сборы. Мы приглашаем тех детей, которым нравится профессия шахматного тренера – это для старшеклассников. А учащихся средних классов, мы знакомим основами судейства, организации соревнований. Приглашаем гроссмейстера, опытного тренера, который рассказывает, как надо совершенствоваться над шахматами. У этих ребят 1500 рейтинг, 1200, то есть это несильные шахматисты, хотя есть и более сильные, конечно. За три года работы мы выявили шесть человек, которые поступили на шахматную специализацию, открытую в прошлом году в Костромском государственном университете на кафедре физической культуры и спорта. Из них один только мастер ФИДЕ, а остальные с рейтингом меньше 2000. Но они станут учителями шахмат, будут тренерами в группах начальной подготовки в ДЮСШ. Это специальность, им нравится, они с удовольствием учатся.
– В упоминали о Кубке ЦДЮТ «Бибирево» среди школьных команд. А какие-то еще мероприятия в Москве планируете?
– Я как раз надеюсь, что этот турнир даст старт. Надеюсь, исходя из опыта, который у меня был, начиная с 2018 года, когда создавался актив из шахматных педагогов в стране. Рассчитываю, что мы выявим таких активистов и в Москве. Появится председатель, кто-то и в члены комиссии пойдет.
– Какая поддержка оказывается движению школьных шахмат со стороны Министерства образования России, Российской шахматной федерации?
– Как маленькое открытие выяснилось, что в Минпросвещения России есть федеральные центры, в том числе федеральный центр по организационно-методическому обеспечению физического воспитания. Я как-то совершенно случайно туда попал. Просто однажды с общим знакомым встретились, он в те времена в ГорОНО работал. И потихонечку-потихонечку эти контакты привели к тому, что в программе этого федерального центра начали появляться шахматные ростки. В результате в Президентских спортивных играх, которые проводятся на вполне высоком уровне появились шахматы. Вернее, они и раньше были, но сейчас они стали твердо стоять на ногах и в школьных спортивных клубах. Я много общаюсь с учителями физкультуры в онлайне и отчетливо вижу, что все они стали понимать роль шахмат.
Еще один положительный момент. Всероссийский онлайн-турнир «Королевский гамбит» включен в календарь Министерства просвещения. Я постоянно контактирую с чиновниками из Министерства просвещения и все время задаю им один и тот же вопрос – почему вы не можете придать реальный статус «Белой ладье»? Этот турнир уже 50 лет висит в воздухе между Министерством спорта и Министерством образования. Включите же его в календарь Министерства образования в разряд основных мероприятий. И они пошли на встречу. В 2025 году «Белая ладья» появилась в Календаре Министерства образования РФ. Я не знаю, насколько решится вопрос с финансированием, но раз в календаре этот турнир наконец-то появился, это уже большое поступательное движение. И следующим шагом должно быть включение турнира в ЕВСК Минспорта.
В Москве тоже есть поддержка. Московский Центр воспитательных практик, бывший «Патриот-спорт» очень хорошо откликнулся на нашу инициативу провести турнир «Час онлайн-шахмат» с финалом в ЦДЮТ «Бибирево». Мы направили им Положение этого турнира, им все понравилось, и они распространили его по всем школам Москвы.
– На мой взгляд, в Федерации шахмат России много лет довольно прохладно относились к школьным шахматам, скорее были разговоры о них. Но в последние годы ситуация стала меняться и появились вполне реальные проекты и дела, или я не прав?
– Во-первых, капля камень точит. Многое зависит от конкретного человека. Главной проблемой всех тех комиссий, который рождались и тут же умирали, у них не было основного дела.
У меня была ситуация в Комиссии школьных шахмат ФИДЕ, в которой я начал работать в 1987 году. Первые лет 10 я страшно злился, приезжал на нее каждый год. На два часа собираются представители, человек 50 в основном из стран Азии и Африки и все это время говорят, как полезно заниматься шахматами и что нужно попросить президента ФИДЕ (в то время) Кирсана Илюмжинова дать им шахматный инвентарь. И так каждый год.
Примерно то же самое было и с нашими комиссиями. Была комиссия Юрия Разуваева, большую роль в ней играл Игорь Сухин, как методист. Были еще какие-то подкомиссии. Я создавал подкомиссию «Шахматное образование» в ДЮК ФШР. Но все время шли разговоры о методиках, конкурсах и том подобном. И тогда я пришел к мысли, что в любой комиссии должна быть система соревнований и подготовки к ним. Чем занимается ДЮК ФШР? Они готовят первенство России и Детский Кубок России. Ее деятельность заключается в том, что на заседания приезжают тренеры, представители от регионов и они обсуждают составы, кого включать, а кого нет, какие должны быть пороги по рейтингам и так далее. В работе комиссий по школьным шахматам такого не было, не было деятельности.
Сейчас эта деятельность появилась. Первым шагом стали лагеря тематической смены «Мир шахмат», где мы собираем людей, детей, которые ориентированы на интерес к профессии шахматного тренера, судьи и организатора. Но какой отбор ко всему этому, ведь просто так нельзя взять и выбрать кого-то? Значит нужно соревнование. Физически такие турниры по всей стране провести невозможно. А вот онлайн-турнир «Королевский гамбит» как младший брат «Белой ладьи» вполне может стать основой всего движения.
В ФШР отношение к школьным шахматам изменилось в лучшую сторону однозначно, но и в ФШМ, думаю, через год мы создадим свою комиссию, и работа пойдет. Шахматы интересны детям.
– Александр Николаевич, большое спасибо за ответы!
Беседовал Эльдар Мухаметов