Сергей Моисеев: Шахматы – это ресурс

Фото: Федерация шахмат Москвы
Руководитель Педагогического шахматного союза (ПШС) Сергей Моисеев был объявлен Федерацией шахмат Москвы лучшим организатором 2024 года. Вскоре после получения престижной награды виновник торжества ответил на вопросы.

– Сергей, поздравляю с наградой. Как оцените 2024 год – для себя лично и для вашего организации?

– Спасибо. Как бизнесмен располагаю очень точной статистикой относительно шахматного мира. Мне это необходимо как бизнесмену, чтобы я четко, грамотно выбирал даты и стратегию своего бизнеса. За год в ПШС аудитория выросла: если в наших турнирах в Москве в 2023 году участвовало примерно 9 тысяч шахматистов, то в этом году уже 12 тысяч. И эта тенденция обусловлена даже не развитием ПШС, она обусловлена увеличением числа шахматистов в Москве. Рост процентов на 10-15. По моим статистическим данным у конкурентов дела тоже процентов на 10-15 подросли. И это несмотря на политику и внешнее воздействие на Россию. Времена у нас вроде как становятся тяжелее, тем не менее шахматистов все больше, мы растем. Так что год потрясающий, ровно на 15 процентов лучше, чем предыдущий!

– В декабре в ТРЦ «Гагаринский» состоялся массовый турнир, организованный ПШС и ФШМ. Какие-то еще планируются совместные проекты с Федерацией Шахмат Москвы?

– Это был отличный опыт взаимодействия с Федерацией шахмат Москвы. Есть такая хорошая фраза: «Террором создается государство, а союзами создается целая империя». Объединение усилий сокращает расходы, ресурсы, усилия. Совместно мы поставили рекорд: в турнире сыграли 540 шахматистов. Никто поныне на однодневные командники столько участников не собирал. Не только в Москве, вроде как, и в России тоже такого никогда не было. Во всяком случае, если не брать турниры, организованные при поддержке грантов Москомспорта и других государственных структур. Все это исключительно благодаря совместной работе ПШС и Федерации шахмат в Москве. Поэтому опыт положительный. И я уверен, что нужно объединять усилия и проводить подобные соревнования совместно, чтобы устанавливать новые рекорды и улучшать качество организации.

– Расскажите об истории вашей организации, сколько лет существует Педагогический шахматный союз?

– ПШС был основан в 2004 году моим тренером Гулько Александром Альбертовичем вместе с Александром Каленовым. Получается в 2024 году был юбилей – 20 лет.

Летом 2004 года было проведено первое соревнование, организаторами которого были Цейтлин Семен Борисович, Гулько Александр Альбертович и Калёнов Александр Владимирович. Это был, возможно, первый в Москве турнир частных организаторов, не государственных, а именно частных. В какой-то момент они стали думать, как назвать эту компанию. Была такая веселая душевная обстановка. Александр Калёнов тогда сказал примерно следующее «мы педагоги, мы тренеры, но мы собрались для того, чтобы у наших учеников была возможность играть в шахматы. И раз мы педагоги, пусть это будет Педагогический шахматный союз».

Я взял бразды правления только в 2014 году. Но в ПШС я работаю с 2005 года, еще школьником бегал, линейным арбитром с бумажными протоколами. Потом работал главным секретарем, а позднее мне передали все дело. В 2014 году я себя провозгласил директором ПШС. К тому времени я уже оформил документы и формально им и являлся.

– Среди шахматистов не так много успешных бизнесменов. Как вам удается зарабатывать в шахматах?

– Я бы поспорил, что в шахматах мало бизнесменов. Можно взять Андрея Филатова (президент Федерации шахмат России, крупный бизнесмен, кмс по шахматам), есть много бизнесменов, которые обладают миллионами и даже миллиардами, при этом они так или иначе связаны с шахматами.

Дело в том, что шахматы нужно понимать как ресурс. Сами шахматисты ничего не производят, кроме удовольствия, и то больше для самих себя. Сами по себе шахматы деньги приносить никак не могут. Это хобби, это развлечение. А на хобби и развлечения, если мы возьмем лыжи, сноуборд и что угодно, на воздушном шаре покататься – это только издержки. Поэтому заработать можно на чем-то, что около шахмат.

Например, шахматы являются инструментом для развития мозга детей, это самый лучший инструмент, который даже не конкурирует с какой-то ментальной арифметикой или каким-нибудь лего. И родители это прекрасно понимают. К тому же в отличие от всего того, что я перечислил, шахматы являются спортом, официальным спортом, поэтому шахматы вне конкуренции.

Соответственно шахматы – это уже инструмент обучения. Да, мы тоже идем в репетиторство, и мы получаем кучу педагогов, которые очень неплохо зарабатывают на шахматах. Я знаю людей, которые зарабатывают на шахматах 300 тысяч рублей в месяц. Они ездят на Рублевку, у них хорошие клиенты, это люди харизматичные, но опять-таки мы видим, что это около шахмат. Хорошая харизма, умение собирать клиентов и так далее, и так далее. Такой человек с таким же успехом мог быть успешным репетитором по математике. Шахматы являются инструментом. Можно взять такое направление, как шахматный туризм.

Я провожу турниры в девяти регионах России. Можно брать шахматы, как досуг. Например, кто-то катается на воздушных шарах, кто-то на горных лыжах. Есть компании, которые на этом зарабатывают, есть инструкторы, есть разные гонки и так далее. То есть, шахматы могут являться вкусным соусом всего мероприятия, всего блюда. Соответственно, я тоже на этом зарабатываю, я организую детям досуг, чтобы они могли пойти поесть мороженое, пойти кино смотреть. Поэтому, если мы будем от шахмат как от некоего центра отпрыгивать: педагогика и репетиторство, развлечения, туризм, инструмент для корпоративных мероприятий и т.д. Нужно отдать уважение Георгию Нагибину, организатору турнира «Игры Королей» – тоже отличный пример. В нем шахматы являются инструментом для того, чтобы бизнесмены, уважаемые люди, собрались в одном месте, обменялись контактами, поделились эмоциями. Это тоже пример заработка. Поэтому я бы поспорил, что на шахматах заработать невозможно. Невозможно только, если ты в них играешь: шаг влево, шаг вправо – везде только траты.

– В раньше были успешным тренером, что заставило вас сменить деятельность?

– Да, в прошлом я действительно успешно тренировал и хорошо зарабатывал на этом. Поэтому, когда вы зайдете в игровой зал и увидите там расставленный инвентарь на 500 человек, все эти смартфоны с системой id-Chess, все эти мониторы – все это стоит много миллионов рублей. Их я заработал в свое время на тренерстве. У меня уже был некий стартовый капитал. Когда я был тренером, то зарабатывал больше, чем сейчас будучи организатором. Зато я сейчас имею кучу свободного времени и управляю коллективом. Работа проще, работа легче, интереснее, намного интереснее.

– Как отметили праздники, какие ближайшие планы?

– Я не отмечаю никакие праздники и являюсь их большим противником. Я считаю, что праздники были придуманы в те времена, когда люди пахали землю, сидели потом всю зиму на мешке с зерном, им нечем было себя занять, поэтому они находили какой-то повод, чтобы собраться и отпраздновать. В современном мире я не вижу такого какого-то повода. Например, если тебе исполнилось на один год больше, я не вижу в этом какого-то повода для радости. Или же у нас пробили куранты и наступил Новый год. Я не понимаю, чем отличается, чем важнее, например, 31 декабря и 15 июня. Праздники у меня бывают, когда появляются действительно какие-то мощные достижения. Это приятно, это стоит отметить, собраться с коллективом. Может быть, я никогда никого не поздравляю с днем рождения, но, если я вижу, что человек чего-то добился, поздравить надо обязательно. Но это, конечно, мое личное мнение. А касательно планов – совместное, плотное сотрудничество со всеми возможными федерациями и организациями и, конечно же, отпраздновать то, что у нас есть положительный опыт работы с Федерацией шахмат Москвы.

– Спасибо большое за ответы.

– Пожалуйста.