Спорт равных возможностей — спорт для всех!

29.12.2023
Фото: РООИ «Перспектива»
Дети с инвалидностью могут заниматься паралимпийскими видами спорта в школах наравне со сверстниками — РООИ “Перспектива” с весны этого года стартовал проект “Спорт равных возможностей”, реализуемый победителем конкурса «Спорт для всех 2023» благотворительной программы «Сила спорта» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

По словам министра спорта РФ Олега Матыцина, в России занимаются адаптивным спортом 619 тысяч детей с инвалидностью. При этом, доля людей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих доступ к регулярным спортивным занятиям, составляет всего 22%. А 70% — та доля россиян, которых, по мнению президента Владимира Путина к 2030 году нужно вовлечь в систематические занятия спортом.

Наш новый проект направлен на регулярные занятия для детей разными видами спорта в инклюзивном формате. Дети с инвалидностью принимают участие в спортивных мероприятиях вместе со своими одноклассниками без инвалидности, также проводятся обучающие-семинары для педагогов, специалистов адаптивной физической культуры и родителей.

В проекте задействовано 17 школ Москвы и Московской области, среди которых были как специализированные школы-интернаты, так и общеобразовательные инклюзивные школы. Мероприятия проходят Зеленограде, Ивантеевке, Химках, Люберцах.

«Перспектива уже более 25 лет занимается развитием инклюзии в школах, проводя уроки по пониманию инвалидности, инклюзивные мероприятия, в том числе, спортивные, тренинги для педагогов и т.п. И мы видим, что необходимо создание различных возможностей общения детей с инвалидностью и без помимо уроков, а значит их объединения. Спорт – прекрасная возможность для этого», — Юлия Арбузова, руководитель спортивного отдела РООИ “Перспектива”.

Проект предлагает использование инклюзивного спорта как инструмента решения социально значимой проблемы социализации детей с инвалидностью: включение технологий адаптивной физкультуры и спорта в образовательное пространство, формирование равных возможностей для занятий физкультурой и спортом для детей с инвалидностью и без.

Программа помогает повысить интерес детей с инвалидностью к занятиям спортом, показать, насколько разнообразными могут быть спортивные занятия и помочь ребятам использовать новые навыки, а также включиться в сообщество сверстников. Дети без инвалидности, в свою очередь, получают опыт инклюзивного взаимодействия, расширяют общий кругозор и учатся коммуницировать с разными людьми. Постепенно у них исчезают стереотипы об инвалидности.

«Мне очень понравилось играть в кёрлинг, раньше уже слышал и видел этот спорт. В следующий раз хотелось бы сыграть на призы» — говорит Максим, ученик школы № 1528.

В рамках проекта «Спорт равных возможностей» также проходят обучающие программы для родителей и педагогов по включению детей с инвалидностью в спортивные занятия. Запущена обучающая Сертификационная программа. Педагоги узнают, как сделать так, чтобы занятия стали комфортными для всех и учитывали индивидуальные потребности каждого ребенка. Учителя физкультуры не только получают знания, но и начинают применять их на практике.

«Понравилась практическая обучающей направленность: все, что нам рассказывали можно было сразу же применять на занятиях и видеть результат; ответы на вопросы были подробные и с примерами, это очень помогло» — отзывается об участии в семинарах Дарья, учитель физической культуры.

«Спорт равных возможностей» в цифрах:

  • 17 школ-площадок;
  • 962 ребенка-участника, из них 239 — с инвалидностью;
  • 96 педагогов и 21 родитель, вовлеченных в проект;
  • 8 профессиональных спортсменов-менторов;
  • 35 уроков и 4 межшкольных турнира по параспорту: керлинг, бочча, стрельба из лука, голбол, футбол на колясках и футбол незрячих;
  • 2 онлайн семинара для родителей детей с инвалидностью;
  • 13 обучающих мероприятий для педагогов и специалистов по адаптивной физической культуре.

Проект поддерживает и родителей. Семьи детей с инвалидностью получают рекомендации по организации физической активности детей с учетом их особенностей, адаптации в коллективе и профилактике травли, а также начинают понимать конкретные алгоритмы действий в ситуациях, когда ребенок уже столкнулся с травлей.

Спортивные занятия в школах в рамках проекта “Спорт равных возможностей” будут продолжатся до середины июня, за эти пол года организаторы проекта рассчитывают, что занятия дадут толчок для развития адаптивного спорта, а также будут способствовать повышению интереса и вовлеченности детей как с инвалидностью, так и без неё.